Работникам общепита стали предлагать воровать деньги с банковских карт клиентов
В последнее время работники кафе, ресторанов, баров и других заведений общественного питания стали получать анонимные сообщения с предложением о заработке на воровстве данных банковских карт (скимминге) посетителей, сообщает telegram-канал Criminal Bio.
В зоне риска находятся жители крупных городов России, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга. Вероятность стать жертвой скимминга существенно выше в небольших заведениях по сравнению с крупными сетями.
Скимминг (skimming) — кража данных банковской карты при помощи специального считывающего устройства, скиммера. Это устройство может как устанавливаться на банкомат, так и быть в виде переносного терминала для приёма оплаты с банковских карт.
информационная справка
Механизм скимминга в заведениях общепита
Официант или бармен получает от мошенников аппарат, внешне идентичный настоящему терминалу по приёму банковских карт. С этим терминалом он периодически принимает оплату от клиентов кафе/ресторана/бара в котором работает.
При оплате через такой терминал (как вставлением карты, так и прикладыванием) операция у вас не пройдёт, а мошенник с сожалением заметит, что нет связи с вашим банком, и предложит оплатить наличными.
При этом вся процедура оплаты будет идентична стандартной: от ввода пин-кода до выхода чека с сообщением о том, что оплата не прошла из-за отсутствия связи с банком.
В конце рабочего дня такой работник общепита, придя домой, подключает аппарат к ноутбуку и с помощью специальной программы считывает данные всех карт, которые принимались к оплате.
Программа определяет все данные банковской карты: номер, срок действия, имя и фамилию, CIV, а также пин-код, который вводился.
Затем эти данные отправляются главному мошеннику, а тот в свою очередь создаёт карты-клоны, которые передаёт работнику общепита для обналичивания.
Денежные средства с вашей карты снимаются через неделю-две после того, как вы побывали в злополучном заведении. Это делается для того, чтобы никто не понял, где были украдены данные карты.
Прибыль с карт мошенники делят по-честному — 50 на 50.
Что делать жертвам скимминга
Жертвы такого вида мошенничества могут сделать лишь одно — перевыпустить карту и быть впредь более аккуратными.
Банк деньги не вернёт (только если вы не являетесь премиум-клиентом и не платите за страховку от мошенничества), так как сохранность данных ваших банковских карт целиком и полностью лежит на вас. Полиция мошенников не найдёт.
Как уберечься от скимминга
Уберечься от скимминга в любом месте, где принимаются к оплате банковские карты, очень просто.
1) Заведите отдельную банковскую карту для мелких покупок
Наличие отдельной банковской карты для мелких покупок как в офлайне, так и онлайне убережёт вас от потерь больших сумм. Держите на такой специальной карте лишь небольшую часть средств, достаточную для регулярных трат.
Основные же средства у вас должны находиться на карте, которая либо вообще не участвует в покупках, либо используется при оплате там, где риски сведены к минимуму.
2) Если нет связи с банком — зовите менеджера или управляющего
Если вы попали в ситуацию, которая схожа с описанной мною, то не постесняйтесь позвать менеджера или управляющего, дабы удостовериться, что терминал настоящий.
3) Не расставайтесь с картой и не показывайте пин-код
Сегодня любой уважающий себя магазин, кафе, ресторан, бар и т.д. обеспечивает клиентам оплату банковской картой без её передачи. Даже сам процесс вставления или прикладывания карты предлагается проводить непосредственно клиенту.
Без передачи карты на руки постороннему человеку существенно снижается риск утечки данных.
Не забывайте, что в некоторых магазинах, даже в AliExpress, для оплаты достаточно просто ввести данные банковской карты. Смс-подтверждение от банка не требуется, какой бы дорогой ваша карта не была.
Недаром в декабре прошлого года работники общепита по всей России стали получать сообщения от анонимных адресатов с предложением сообщать данные банковских карт клиентов.
Также не рекомендуется снимать деньги через банкоматы, вызывающие подозрение — есть ощущение, что панель с кнопками двойная, а сам банкомат выглядит заброшенным или стоит в непроходном месте.
Текст: Дмитрий Максимов, автор «Экономим с Умом»